воскресенье, 12 ноября 2017
Разговор о балете "Дом священника", вдохновленном образом Фредди, мне хотелось бы завершить историей жизни его автора - Мориса Бежара.
Бежар - фигура знаковая для искусства XX века. Не только для хореографии - искусства в целом. Это обстоятельство роднит его с Фредди Меркьюри, как и многие другие обстоятельства. Меркьюри и Бежар поразительно схожи в своем цельном и целостном обостренном восприятии культуры. Концерты и альбомы Queen и балеты Бежара - "аппликация" из музыки, хореографии, пантомимы, театра, кино и даже цирка, "химическая свадьба" всеразнообразных видов модерна и классики. Критика относилась к Бежару, пожалуй, с не меньшим предубеждением, чем к Меркьюри. По большому счету, Мэтр стал мэтром лишь потому, что выбрал общепризнанную область искусства - балет, и обращался к общепризнанным в этой области шедеврам. Иначе, пожалуй. его ждала бы судьба рок-музыкантов - признание публики и презрительное молчание интеллектуалов.
читать дальше Наверное, сама судьба определила Бежару быть первооткрывателем: он появился на свет в новогодие, 1 января 1927 года. Настоящее его имя - Морис-Жан Берже. Будущий хореограф был сыном философа и деятеля культуры Гастона Берже. Мальчика с детства увлекали религиозные и духовные доктрины, с которыми он знакомился по книгам из обширной библиотеки отца. В семь лет Морис пережил смерть матери, и с тех пор тема смерти волновала его воображение, сыграв впоследствии немалую роль в творчестве балетмейстера.
Многое в своей жизни сын философа совершал под влиянием не размышлений, а впечатлений. Таким было его решение посвятить себя балету, принятое после увиденной постановки Сержа Лифаря.
Приняв однажды это решение, он упорно ему следовал. Освоил искусство танца под руководством русских балерин-эмигранток Любови Егоровой и Веры Волковой. Успешно защитив в 1946 году диплом бакалавра философии в университете Экс-ан-Прованса, он в том же году осуществил свою первую балетную постановку - "Маленький паж" на музыку С.Рахманинова и Ф.Шопена. А за всю жизнь у него было более 200 спектаклей. В 1954 году Морис-Жан Берже, взявший творческий псевдоним Морис Бежар, создал собственную балетную компанию Ballet de l’Etoile, а шесть лет спустя - легендарный "Балет XX века", труппу, ставшую знаковой для современной хореографии.
Стиль Бежара переворачивал традиционное представление о балете (как музыка Меркьюри перевернула традиционное представление о роке). Он вызывал споры, неприятие, обвинения в поверхностных эффектах. Его самого называли скандалистом и мистификатором, а его балеты - "лозунгами в танце". Бежара это нисколько не обескураживало. Он продолжал создавать спектакли, ездить в мировые турне и приумножать славу. Славу и репутацию гения принесли ему невероятная энергия и новизна хореографии. Как никакой другой балетмейстер, Бежар поднял планку мужского балета, создавая спектакли для танцовщиков и отдавая танцовщику партии, которые традиционно рассматривались как женские (например, в балетах М.Равеля "Болеро" или И.Стравинского "Жар-птица"). Во многом на это вдохновлял Бежара его "личный гений" - Хорхе Донн. Революционным стало и другое новшество Бежара: усиление роли кордебалета, когда геометрически четкие построения из человеческих тел не просто служат фоном для исполнителя главной партии, но активно, живо, "личностно" взаимодействуют с ним.
Для Бежара танец был явлением религиозного порядка - поиском высшего смысла, единением с Абсолютом. Он живо интересовался восточными танцами, в том числе, индийскими, ставил спектакли, основанные на восточных мелодике и пластике. В своих спектаклях он задействовал, помимо хореографии, пантомиму, элементы театра масок (японский Но, итальянский "коммедиа дель арте"), декламацию текстов, игровые сцены, кадры из фильмов, акробатические упражнения... Столь же поразителен охват тем, смыслов, которые пытался выразить Мэтр: любовь и смерть, поиски себя и Бога, одиночество и жизнь в толпе, нравственные поиски и социальные проблемы... Все это есть в спектакле "Дом священника", который стал в какой-то мере собирательным образом хореографии Бежара.
Энергия Бежара потрясает: кроме постановки балетных спектаклей, он занимался преподаванием танца, писал книги, снимал фильмы.
Умер Мэтр в Швейцарии, в Лозанне, 22 ноября 2007 года. Он говорил о себе, что очень чуток к совпадениям, в том числе, совпадениям в числах. Определенным совпадением можно считать, что два внутренне похожих гения ушли из жизни в ноябре, с разницей в 16 лет и... всего лишь два дня.
Прекрасную статью о Бежаре можно прочитать на этом ресурсе
ptj.spb.ru/archive/15/the-petersburg-prospect-1...
И настоятельно советую посмотреть хотя бы отрывки из его постановок "Весна священная" И.Стравинского, "Болеро" на музыку М.Равеля, "Нижинский, клоун Божий", "Бхакти" и, конечно же, "Дом священника".
@темы:
"Фредди и все-все-все"