Будет неправильно, если мы не поговорим о городе, который вдохновил Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье на создание альбома Barcelona.
Имя этого города не произносится – оно поется. На земном шаре есть пять-шесть мест, где можно жить. Во всех остальных местах можно только работать. В Барселоне следует именно жить. Любить. Петь. Наслаждаться.
читать дальшеБарселона, столица автономной области Каталония и одноименной провинции, второй по величине город Испании и ее крупнейший порт, торговый и промышленный центр, один из самых оживленных туристических городов, издревле была открыта всем ветрам средиземноморской культуры. Одна легенда приписывает ее основание самому Гераклу, другая – отцу великого карфагенского полководца Ганнибала, Гамилькару. В 133 году до новой эры город был завоеван Луцием Корнелием Сципионом и вошел в состав Рима. Исторический центр Барселоны (называвшейся в те времена Барсией) до сих пор хранит следы планировки античного периода, а на улице Парадис можно видеть римские колонны.
В V веке, уже после падения Рима, здесь обосновались вестготы. Некоторое время Барсия была столицей вестготского королевства, которое пало три столетия спустя под ударами мавров. Барселона вошла в состав мавританской провинции аль-Андалус, но в 801 году ее отбил у кордовского эмира сын Карла Великого Людовик Благочестивый. Людовик сделал Барселону главным городом Испанской марки – обширной пограничной области под управлением графа Барселонского. В X – XI веках графы Барселоны были фактически независимыми правителями Каталонии и даже столетия спустя после вхождения Каталонии в состав Испании испанские монархи должны были приезжать в Барселону и подтверждать древние права и вольности каталонцев, только после этого получая титул графов Барселонских.
В 1450 году статус города еще более укрепился за счет основания университета.
Барселону можно сравнить с добрым старым вином. Античность, средневековье, новое время, дополняя друг друга, создают изысканный и дерзкий букет. В общую картину города гармонично вписывается торжественно-светлый Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии – один из чудесных образцов готики, и великий собор Гауди, Ла Саграда Фамилиа, и спроектированное тем же Гауди «воплощенное фэнтези» – парк Гуэль, и бесчисленные маленькие «жемчужины» вроде ресторана в «Четыре кошки».
Кстати, вот о ресторанах и кафе. В конце – начале XX веков Барселона стала воротами, через которые в Испанию проникали идеи легкомысленных французов. И даже не проникали, подобно вражеским лазутчикам, а проходили торжественным маршем победителей. Это потом, ближе к непреклонному Мадриду, «ворота» закрывались автоматически и долго не спешили открываться. Самы непозволительным образом город соблазнял молодых художников, архитекторов, поэтов предпочесть широкий путь новейшей культуры узкой тропе традиционного благочестия. Очагом соблазна в начале XX века стал «Четыре кошки». Здесь обсуждались свежие новости и свежие эстетические идеи, здесь, в сердце Барселоны, формировалось ядро «парижской школы», которую составили испанцы, эмигрировавшие во Францию.
Среди посетителей «Четырех кошек» был и Антонио Гауди. У каждого великого города есть великий собор. Нотр-Дам де Пари, Собор Святого Марка в Венеции, лондонский Собор Святого Павла… Великий собор Барселоне подарил Гауди. Он не строил Ла Саграда фамилиа, он соединил грезу и строительные материалы. С нахальством модерниста он проник в тайну творения, но, как истинный испанец, завуалировал свое нахальство покровом мистики. Собор напоминает зажженные свечи, его узоры – как оплывающий воск, но в этом нет ничего грустного. Скорее, напротив. Если уж мыслить в русле фантазии Гауди, то можно представить себе четырех кошек из того самого знаменитого кафе, невозмутимо пьющих кофе и обсуждающих вопросы модернизма, красоты фламенко и влияние Гойи на живопись нового времени. И поглядывающих время от времени на собор Гауди: «Сеньоры, в чем причина того, что величественное сооружение, начатое в 1883 году и строившееся более сорока лет, так и не было завершено?»
Можно искать и найти объективные причины, объясняющие этот факт. Но мне больше нравится объяснение более чем субъективное. XX ыек пришел к мысли, что завершенность не всегда нужна и полезна. Неясный силуэт на полотне, открытый финал драмы, жизнь гения, оборвавшаяся в зените славы, не завершены, но совершенны. Собор имеет право быть неоконченным, чтобы мы имели право проникнуть в тайну творения.
Собор Святого Креста и Святой Евлалии

Собор Ла Саграда Фамилиа

Кафе "Четыре кошки"
