Open your eyes, look up to the skies and see
А теперь пора поговорить о фильме, без которого и Radio Ga-Ga, и The Works в целом выглядели бы совсем по-другому, а Love Kills вообще не появилась бы на свет. Один из величайших фильмов немого кино, «Метрополис», своей философией и эстетикой оказался «в формате Queen» и неважно, что он снят в 1927 году – великое не стареет.читать дальше
Встречаясь с неординарным произведением, можете не сомневаться – за ним стоит неординарная личность. Рекомендую всем, кого интересует хорошее кино: познакомьтесь с биографией автора «Метрополиса» Фрица Ланга, она как нельзя лучше иллюстрирует обстановку в Германии между двумя мировыми войнами. Один из наиболее удачных пересказов жизни великого немецкого режиссера, вторая половина которой прошла в Голливуде, вы можете найти здесь
disgustingmen.com/kino/metropolis-1927-throwbac...
Я лишь скажу, что в этой жизни есть все необходимое для добротной психологической драмы: участие в Первой мировой, любовная интрига, самоубийство жены, подозрительно смахивающее на убийство, бегство из страны после прихода к власти нацистов, бурная творческая жизнь и очень непростая судьба лучшего фильма.
Историки кино окрестили «Метрополис» «самым громким коммерческим провалом». В самом деле, фильм не был оценен зрителями. Как ни парадоксально, причиной этого стало уважение Ланга к этим самым зрителям. «Бытует мнение, – говорил режиссер, – что зрители тупы, будто бы у них мозги 13-летней девчонки. Я же никогда не верил в это. Я стараюсь поместить в каждый фильм что-то, что люди смогут обсудить дома, что-то, что не является развлечением в чистом виде».
Доверяя зрителю, Ланг снял сложный, многослойный фильм в годы, когда людям, измученным инфляцией, безработицей, послевоенной депрессией, хотелось развлечений. Он не нашел сиюминутного отклика, зато вошел в историю и оказал влияние на самые разные направления современной культуры, включая киберпанк и современную голливудскую антиутопию (от «Матрицы» до «Эквилибриума»).
«Метрополис» – это и антиутопия, и психологическая драма, и религиозной послание, и философское размышление о неразрывности темной и светлой сторон жизни. Главные герои проходят множество испытаний, но не будь их, они не встретились бы и не полюбили друг друга. А любовь – главная идея фильма, ключ к решению всех проблем. «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Звучит наивно, но какая история любви не выглядит наивно с точки зрения рационалистов?
С рационалистами даже можно было бы согласиться, если б они предложили хоть одно действительно верное решение человеческих проблем. Вы встречались с чем-то подобным? Я – нет. Поэтому предпочитаю смотреть добрые старые фильмы с их наивными, но сильными и искренними чувствами.
Конфликт «Метрополиса» – это извечный конфликт между добром и злом, представленным сразу несколькими планами. Первый план – социальный. В огромном городе-улье, вызывающем ассоциацию с Вавилонской башней, на разных уровнях живут «рабочие пчелы» и «трутни»-богачи. Первые загнаны в прямом смысле в подполье, на нижние, подземные этажи города, где не светит солнце, не веет ветер, где нет места ничему живому, и сам человек становится подобием робота. Те, кто создает благополучие Метрополиса, обречены на нескончаемый адский труд. Само собой, элита обитает на верхних этажах, купается в роскоши и наслаждается всеми доступными удовольствиями, весьма, впрочем, нехитрыми на современный взгляд: вино, женщины, танцы… Среди «трутней» есть вполне достойные люди, но они просто не знают о существовании обостренного до крайности социального неравноправия. Так, сын одного из правителей Метрополиса Фредер беззаботно веселится в Вечных Садах вечного города, пока случайно не встречает Марию, девушку с нижних этажей, которая в нарушение всех запретов привела детей рабочих наверх, чтобы показать им Солнце. Девушка с символическим именем проповедует равенство, а добиваться его призывает через христианскую любовь. На ночных собраниях, напоминающих собрания первых христиан, она поддерживает в рабочих надежду на лучшее будущее, напоминает им, что ненависть – не выход, а тупик, и обещает приход Посредника, который восстановит справедливость. Рабочие обещают ждать, но терпение их на пределе.
Тем временем, мельком увидевший Марию Фредер спускается на нижние этажи и проходит все круги рабочего ада. С этого момента начинается психологический конфликт фильма между любовью (Фредер и Мария) и ненавистью (отец Фредера и изобретатель Ротванг, который был влюблен в мать Фредера, а теперь хочет отомстить за несбывшиеся мечты всемогущему правителю и его сыну). Кульминацией картины становится появление робота в женском обличье. Этому изобретению Ротванга, которое он сам называет «совершенным человеком будущего» его автор придает облик Марии и отправляет к рабочим с приказом взбунтовать их. Тема ненависти нарастает и накаляется до предела в сценах, где восставшие крушат машины, а Лже-Мария отправляется на верхние уровни Метрополиса и сеет там хаос. Робот – новый уровень конфликта, который происходит между душой и предельно механизированной цивилизацией.
Однако, несмотря на накал страстей, «Метрополис» – не трагедия. Фильм заканчивается вполне благополучно. Фредер и Мария обретают друг друга, и Фредер, действительно, становится посредником между восставшими рабочими и своим отцом, убедив враждующие стороны, что они могут сотрудничать, а не пытаться уничтожить или поработить друг друга.
Слишком просто, скажете вы? Не торопитесь, посмотрите сначала фильм. Многие его эпизоды заставляют не только задуматься, но и вспомнить ключевые моменты истории, мифологии, в целом, европейской культуры. Это фильм для неспешного просмотра и подготовленного зрителя. А его эстетика д сих пор не потеряла свою притягательность для творческих натур.
В фильме заняты талантливые актеры – Бригитта Хель, Альфред Абель и другие, и режиссеру удалось сполна выявить их творческий потенциал. Но, пожалуй, главным действующим лицом здесь является режиссерская и операторская работа. На съемках фильма работал один из ведущих немецких операторов того времени – Карл Фойнд, и его камера в «Метрополисе» поистине творит чудеса. По заказу Ланга было изготовлено колоссальное количество крошечных моделей зданий, заводских машин и автомобилей. Движение автомобилей по трассам города воссоздавалось вручную – помощники режиссера двигали крохотные машинки по игрушечным дорогам. Для изображения лучей прожекторов, освещающих Метрополис, художник Эрих Кеттельхут нарисовал около тысячи изображений размером 40х60 сантиметров – по отдельному изображению для каждого кадра. Фильм стал самым дорогим проектом своего времени и, не сумев окупить расходы, чуть не привел студию на грань банкротства.
Премьера «Метрополиса» состоялась 10 января 1927 года. Несколько недель фильм безуспешно крутили в одном-единственном кинотеатре, пока не сняли с экрана для сокращения и переделки. Сильно урезанный (в этом процессе Ланг не участвовал), он вышел повторно на экраны 5 августа того же 27-го года и вплоть до начала 2000-х существовал в укороченной, многое потерявшей от сокращений версии. Только в 2001 году под эгидой Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау началась работа по восстановлению авторской версии «Метрополиса». Этой работе помог найденный в 2008 году в Музее кино Буэнос-Айреса дубль-негатив полной версии фильма. Обновленный «Метрополис» зрители смогли увидеть 10 февраля 2010 года на Берлинском кинофестивале и, одновременно, во Франкфурте.
Но даже в урезанном виде «Метрополис» оказал громадное влияние на современную культуру, включая рок-музыку, анимацию, компьютерные игры, фильмы и сериалы. Это фильм, который стоит смотреть даже в век 3D-кинозалов, компьютерных спецэффектов и любви с первого секса.
Фриц Ланг

Постер к "Метрополису"

Встречаясь с неординарным произведением, можете не сомневаться – за ним стоит неординарная личность. Рекомендую всем, кого интересует хорошее кино: познакомьтесь с биографией автора «Метрополиса» Фрица Ланга, она как нельзя лучше иллюстрирует обстановку в Германии между двумя мировыми войнами. Один из наиболее удачных пересказов жизни великого немецкого режиссера, вторая половина которой прошла в Голливуде, вы можете найти здесь
disgustingmen.com/kino/metropolis-1927-throwbac...
Я лишь скажу, что в этой жизни есть все необходимое для добротной психологической драмы: участие в Первой мировой, любовная интрига, самоубийство жены, подозрительно смахивающее на убийство, бегство из страны после прихода к власти нацистов, бурная творческая жизнь и очень непростая судьба лучшего фильма.
Историки кино окрестили «Метрополис» «самым громким коммерческим провалом». В самом деле, фильм не был оценен зрителями. Как ни парадоксально, причиной этого стало уважение Ланга к этим самым зрителям. «Бытует мнение, – говорил режиссер, – что зрители тупы, будто бы у них мозги 13-летней девчонки. Я же никогда не верил в это. Я стараюсь поместить в каждый фильм что-то, что люди смогут обсудить дома, что-то, что не является развлечением в чистом виде».
Доверяя зрителю, Ланг снял сложный, многослойный фильм в годы, когда людям, измученным инфляцией, безработицей, послевоенной депрессией, хотелось развлечений. Он не нашел сиюминутного отклика, зато вошел в историю и оказал влияние на самые разные направления современной культуры, включая киберпанк и современную голливудскую антиутопию (от «Матрицы» до «Эквилибриума»).
«Метрополис» – это и антиутопия, и психологическая драма, и религиозной послание, и философское размышление о неразрывности темной и светлой сторон жизни. Главные герои проходят множество испытаний, но не будь их, они не встретились бы и не полюбили друг друга. А любовь – главная идея фильма, ключ к решению всех проблем. «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Звучит наивно, но какая история любви не выглядит наивно с точки зрения рационалистов?
С рационалистами даже можно было бы согласиться, если б они предложили хоть одно действительно верное решение человеческих проблем. Вы встречались с чем-то подобным? Я – нет. Поэтому предпочитаю смотреть добрые старые фильмы с их наивными, но сильными и искренними чувствами.
Конфликт «Метрополиса» – это извечный конфликт между добром и злом, представленным сразу несколькими планами. Первый план – социальный. В огромном городе-улье, вызывающем ассоциацию с Вавилонской башней, на разных уровнях живут «рабочие пчелы» и «трутни»-богачи. Первые загнаны в прямом смысле в подполье, на нижние, подземные этажи города, где не светит солнце, не веет ветер, где нет места ничему живому, и сам человек становится подобием робота. Те, кто создает благополучие Метрополиса, обречены на нескончаемый адский труд. Само собой, элита обитает на верхних этажах, купается в роскоши и наслаждается всеми доступными удовольствиями, весьма, впрочем, нехитрыми на современный взгляд: вино, женщины, танцы… Среди «трутней» есть вполне достойные люди, но они просто не знают о существовании обостренного до крайности социального неравноправия. Так, сын одного из правителей Метрополиса Фредер беззаботно веселится в Вечных Садах вечного города, пока случайно не встречает Марию, девушку с нижних этажей, которая в нарушение всех запретов привела детей рабочих наверх, чтобы показать им Солнце. Девушка с символическим именем проповедует равенство, а добиваться его призывает через христианскую любовь. На ночных собраниях, напоминающих собрания первых христиан, она поддерживает в рабочих надежду на лучшее будущее, напоминает им, что ненависть – не выход, а тупик, и обещает приход Посредника, который восстановит справедливость. Рабочие обещают ждать, но терпение их на пределе.
Тем временем, мельком увидевший Марию Фредер спускается на нижние этажи и проходит все круги рабочего ада. С этого момента начинается психологический конфликт фильма между любовью (Фредер и Мария) и ненавистью (отец Фредера и изобретатель Ротванг, который был влюблен в мать Фредера, а теперь хочет отомстить за несбывшиеся мечты всемогущему правителю и его сыну). Кульминацией картины становится появление робота в женском обличье. Этому изобретению Ротванга, которое он сам называет «совершенным человеком будущего» его автор придает облик Марии и отправляет к рабочим с приказом взбунтовать их. Тема ненависти нарастает и накаляется до предела в сценах, где восставшие крушат машины, а Лже-Мария отправляется на верхние уровни Метрополиса и сеет там хаос. Робот – новый уровень конфликта, который происходит между душой и предельно механизированной цивилизацией.
Однако, несмотря на накал страстей, «Метрополис» – не трагедия. Фильм заканчивается вполне благополучно. Фредер и Мария обретают друг друга, и Фредер, действительно, становится посредником между восставшими рабочими и своим отцом, убедив враждующие стороны, что они могут сотрудничать, а не пытаться уничтожить или поработить друг друга.
Слишком просто, скажете вы? Не торопитесь, посмотрите сначала фильм. Многие его эпизоды заставляют не только задуматься, но и вспомнить ключевые моменты истории, мифологии, в целом, европейской культуры. Это фильм для неспешного просмотра и подготовленного зрителя. А его эстетика д сих пор не потеряла свою притягательность для творческих натур.
В фильме заняты талантливые актеры – Бригитта Хель, Альфред Абель и другие, и режиссеру удалось сполна выявить их творческий потенциал. Но, пожалуй, главным действующим лицом здесь является режиссерская и операторская работа. На съемках фильма работал один из ведущих немецких операторов того времени – Карл Фойнд, и его камера в «Метрополисе» поистине творит чудеса. По заказу Ланга было изготовлено колоссальное количество крошечных моделей зданий, заводских машин и автомобилей. Движение автомобилей по трассам города воссоздавалось вручную – помощники режиссера двигали крохотные машинки по игрушечным дорогам. Для изображения лучей прожекторов, освещающих Метрополис, художник Эрих Кеттельхут нарисовал около тысячи изображений размером 40х60 сантиметров – по отдельному изображению для каждого кадра. Фильм стал самым дорогим проектом своего времени и, не сумев окупить расходы, чуть не привел студию на грань банкротства.
Премьера «Метрополиса» состоялась 10 января 1927 года. Несколько недель фильм безуспешно крутили в одном-единственном кинотеатре, пока не сняли с экрана для сокращения и переделки. Сильно урезанный (в этом процессе Ланг не участвовал), он вышел повторно на экраны 5 августа того же 27-го года и вплоть до начала 2000-х существовал в укороченной, многое потерявшей от сокращений версии. Только в 2001 году под эгидой Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау началась работа по восстановлению авторской версии «Метрополиса». Этой работе помог найденный в 2008 году в Музее кино Буэнос-Айреса дубль-негатив полной версии фильма. Обновленный «Метрополис» зрители смогли увидеть 10 февраля 2010 года на Берлинском кинофестивале и, одновременно, во Франкфурте.
Но даже в урезанном виде «Метрополис» оказал громадное влияние на современную культуру, включая рок-музыку, анимацию, компьютерные игры, фильмы и сериалы. Это фильм, который стоит смотреть даже в век 3D-кинозалов, компьютерных спецэффектов и любви с первого секса.
Фриц Ланг

Постер к "Метрополису"
