воскресенье, 22 октября 2017
"Я очень люблю музыку Queen, я - большой поклонник Фредди Меркьюри. Раньше я ставил балеты на музыку классиков: Стравинского, Чайковского, я был просто влюблен в их произведения. Тоже самое теперь я могу сказать о композициях Фредди: не чувствую никакой разницы, его музыка - такая же классика, только она более современна".
Это - слова Мориса Бежара, одного из величайших балетмейстеров XX века, создателя балета о жизни и смерти Фредди.
читать дальшеБалет с длинным названием "Дом священника не утратил своего очарования, и сад по-прежнему благоухает" был поставлен в 1997 году, в память о двух гениях: гении музыки Фредди Меркьюри и гении балета Хорхе Донне.Название для него Бежар взял из из творческого наследия французского писателя Гастона Леру. Скажем честно, название ничего не объясняет в сюжете и идее постановки, и дано явно для того, чтобы подогреть любопытство публики, но все же, на мой взгляд, оно звучит гораздо лучше, чем второе, слишком уж агитационное - Ballet for life. Да, СПИД - страшная тема, но привязывать ее к произведению искусства было несколько конъюнктурно.
Тем не менее, несмотря на конъюнктурные отсылки и совсем уж откровенный агитпроп в самом действии (любите все человечество, не любите деньги, и вам воздастся), Бежар заслуживает от фанов Фредди самой искренней благодарности.
Хореограф один из немногих понял истинное значение творчества Фредди как моста между классикой и так называемой масс-культурой (которая в лучших своих образцах массова только по технической доступности, но не по идеям и их выражению). Понял и своим авторитетом подтвердил. После этого спектакля только ленивый не заговорил о то, что музыкальные критики двадцать лет упорно пропускали мимо глаз. Бежар поставил Меркьюри в один ряд с Моцартом, и это честное сравнение: они действительно глубинно схожи в своем видении жизни. "Знаете, какие ассоциации возникали у меня постоянно во время работы над спектаклем? - рассказал Бежар в интервью Би-Би-Си. - Вольфганг Амадей Моцарт, чья музыка просто идеальна для хореографа. Песни Фредди так же легко выразить посредством танца, как и произведения Моцарта. У меня порой складывалось совершенно нереальное ощущение, словно Моцарт и Меркьюри играли фортепианные партии в четыре руки" (к слову, Крис Смит, однокурсник Фредди по Илингу и барабанщик группы Ibex говорил, что стаккато Фредди вызывало ощущение, как будто слушаешь игру "поехавшего крышей Моцарта").
Балет Бежара - это, одновременно, и дань признательности Фредди как человеку, ценившему балетное искусство. И если Фредди-музыкант ассоциируется с Моцартом, то его сценическая пластика напоминает Хорхе Донна, второго героя, которому посвящен спектакль. О Донне мы и поговорим в следующий раз.
@темы:
"Фредди и все-все-все",
"имидж и жизнь"