воскресенье, 23 августа 2015
Текст Bohemian Rhapsody исследовали лишь с чуть меньшим энтузиазмом, чем Библию, и гипотезы строили самые экзотические. Что такое "галилео фигаро", почему итало-французский Скарамуш должен станцевать испанское фанданго, с какого тут припеку Вельзевул и... о чем, собственно, речь?
читать дальше
Сам Фредди отвечал на подобные вопросы: "Я даже пытаться не хочу разбирать свои песни. Никогда не просите меня об этом... Я их сочиняю, записываю и выпускаю, а дальше дело слушателя воспринимать их так, как он чувствует, иначе я разрушу всю гармонию..." В самом деле, "галилео" может оказаться переиначенной латинской фразой или чисто звуковой комбинацией - станет ли от этого музыка менее искристой, пьянящей, менее совершенной - а ведь "Рапсодия", состоящая из, казалось бы, не сочетаемых фрагментов, оказалась одной из самых совершенных музыкальных композиций XX века. Но раз уж мною поставлена задача немного рассказать о культурной "ауре" творчества Фредди, то сегодня я познакомлю вас со Скарамушем. Для воскресного дня вполне подходящая фигура
Скарамуш - персонаж-маска итальянской комедии дель арте. Все мы слышали про дель арте, но не все знают, что в нем есть две "школы" - северная (венецианская) и южная (неаполитанская). Дель арте возник из древнеримских ателлан - народных представлений весьма откровенного содержания. Расцвета этот сначала народный, площадной, а потом уже профессиональный и авторский театр достиг в XVIII веке, после чего быстро пошел под гору, но не умер, трансформировавшись в сценические приемы современной драматургии.
Одним из постоянных персонажей комедии дель арте является Капитан или - в неаполитанской ветви театра - Скарамучча, во Франции ставший Скарамушем (итальянский театр был весьма популярен во Франции). Первоначально Скарамучча выступал как объект политической сатиры - в его лице высмеивались захватчики-испанцы (вот вам и "Скарамуш, протанцуй мне фанданго"). Но испанца захватили не всю Италию, к тому же контроль испанской короны временами изрядно ослабевал, словом, тема захватчиков не везде и не всегда была актуальной. И южный брат Капитана - Скарамучча - превратился из захватчика в просто хвастливого вояку, задиру и сквернослова, который, когда дело доходит до настоящей драки, удирает во весь дух. Подобный тип встречается в хрониках Шекспира "Генрих IV" и "Генрих V". Это приятель Фальстафа Пистоль. Ничего удивительного - вся европейская комическая традиция вышла из Плавта. И Bohemian Rhapsody с ее не только трагической, но и фарсовой темой - тоже. Возможно, Фредди, ты был бы удивлен, но это факт ))
На гравюре - один из лучших исполнителей роли Скарамуша
итальянский актер XVII века Тиберио Фиорилли
@темы:
"Bohemian Rhapsody",
"Скарамуш",
"Фредди Меркьюри"