Однажды у Меркьюри спросили, будет ли существовать группа, если из нее уйдет кто-то из "королевичей". "Если кто-то покинет Queen, — неважно, кто из нас четверых, — группе придет конец, — ответил Фредди. — Мы — четыре равных взаимосвязанных элемента, и без одного из них три оставшиеся просто не смогут работать дальше".
Это оказалось и так, и не так.
читать дальшеС одной стороны, уже даже не три, а два оставшихся участника — Брайан Мэй и Роджер Тейлор делают все возможное, чтобы история группы продолжалась. С другой, их попытки снова и снова доказывают, что продолжается не столько живой проект под названием Queen, сколько память о том, что было сделано когда-то. Вопреки мнению Фредди, ребята смогли работать дальше, но из их работы ушло то, что отличало группу при жизни лидера-вокалиста: драйв, драматизм и самоирония.
Потрясающая энергия, постоянный вызов, классический конфликт личности с бытовой и социальной рутиной и умение даже в разгар конфликта посмотреть на себя со стороны были драгоценными камнями в короне Queen. Шлифовались они общими усилиями музыкантов, но львиная доля художественной обработки принадлежит все-таки Фредди. Ушел он — потускнели камни. Это доказывает выпущенный в 1995 году альбом Made In Heaven.
Этот "самый последний" альбом "королевичей" вызывает двоякое ощущение. В нем еще дышит присутствие Фредди: мы слышим мгновенно узнаваемый голос, и голос по-прежнему силен, глубок, исполнен бесчисленных музыкальных оттенков. Основной материал был записан при жизни Меркьюри, с его участием, — во время работы над этими записями музыканты предполагали использовать их в качестве b-синглов, но затем решили придержать для выпуска еще одного альбома. Две композиции — давшая название альбому Made In Heaven и столь любимая фанатами I Was Born To Love You и вовсе взяты из сольного альбома Фредди Mr. Bad Guy и слегка обработаны под стиль нового альбома.
"Работать над Made In Heaven было очень трудно, — вспоминал Брайан, — потому что у нас имелось ограниченное число дорожек с голосом Фредди... Кроме того, в Queen у каждого были собственные представления о том, чего мы хотим достичь, но теперь уже не осталось той силы, которая сплачивала нас воедино".
В итоге, работа над проектом затянулась на четыре года. Зато, едва выйдя в свет, Made In Heaven сразу попал на вершину британского хит-парада. Пять хитов, тираж в четыре миллиона экземпляров — это настоящий триумф. Вопрос лишь в том, был ли это триумф самого альбома или памяти Фредди.
Made In Heaven свойственны мягкий и богатый мелодизм, "шелковистые" музыкальные краски, "панорамный" взгляд: как будто нам, вместе с лирическим героем, открывается вид с берега Женевского озера. Долгая и спокойная водная гладь, темнеющие горы, небо, зардевшееся от комплиментов, что шепчет ему закат. Это по-настоящему красивый альбом. Он как будто действительно сделан не в нашем мире: даже конфликт в песнях несет привкус созерцательной отстраненности, как если бы за происходящим в песнях наблюдали боги. Именно толика отстраненности лишает последнюю работу Queen той жизни, что вносил в группу Фредди. Горячей и чуточку неправильной, какой и бывает настоящая жизнь.
Я не говорю, что это плохой альбом. Сам я слушаю его с удовольствием, особенно A Winter`s Tale, особенно зимой, когда вечереет и падает медленный снег. Слушать его мне гораздо легче, чем предсмертный Innuendo. Но если Innuendo для меня — прощание с Queen, то Made In Heaven — констатация факта, что Queen уже нет.
"Уже не осталось той силы..."
Однажды у Меркьюри спросили, будет ли существовать группа, если из нее уйдет кто-то из "королевичей". "Если кто-то покинет Queen, — неважно, кто из нас четверых, — группе придет конец, — ответил Фредди. — Мы — четыре равных взаимосвязанных элемента, и без одного из них три оставшиеся просто не смогут работать дальше".
Это оказалось и так, и не так.
читать дальше
Это оказалось и так, и не так.
читать дальше