Дьявольская ирония и божественное мастерство, убийственный сарказм и детская беззащитность перед судьбой, вера и неверие в человека - таким предстает французский художник Жан Гранвиль. Он словно сошел со страниц романа. Кажется, именно о нем говорит Воланд: "Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил... его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал". Таким шутником на краю бездны был Гранвиль. Его последние работы удивительно точно подходят последнему альбому Queen, созданному при жизни Фредди.
читать дальшеГранвиль родился в Нанси 13 сентября 1803 года. Его настоящее имя - Жан Иньяс Изидор Жерар. Гранвиль - артистический псевдоним дедушки и бабушки художника, комиков, выступавших в театре Нанси. Вероятно, от них будущий художник унаследовал обостренное чувство иронии и умение показывать человеческие пороки иносказательно, но весьма понятно.
В мальчике рано проявилась тяга к рисованию. Сначала его учил отец, художник-миниатюрист. К шестнадцати годам судьба свела Жана с проезжавшим через Нанси столичным художником Мансионом, который, увидев рисунки юного дарования, предложил тому обучаться в его мастерской в Париже. Жан согласился, однако занятия академической живописью не приносили удовлетворения. Юноша уже подумывал, не свернуть ли ему с избранного пути, как его посетила счастливая мысль заняться литографией. В этой области искусства Гранвиль решительно нашел себя. С тех пор определилась его призвание: гравер и рисовальщик. С первых же работ, вошедших в циклы "Воскресные дни
парижского буржуа" и "Четыре времени человеческой жизни", Гранвиль нашел и свое направление. Им стала карикатура, сначала жанровая, а затем, начиная с принесшего ему известность цикла "Метаморфозы", и политическая.
Республиканец до кончика гравюрных резцов, Гранвиль во время июльской революции 1830 года участвовал в баррикадных боях в Париже, неоднократно подвергался за свои карикатуры на политических деятелей монархии Луи-Филиппа обыскам, штрафам и задержаниям. Пережитое в революционные дни 1830 года лишь добавило сарказма в и без того скептический взгляд Гранвиля на общество. Сарказм не покинул его даже, когда художнику пришлось оставить работу в журналах "Карикатюр" и "Шаривари" и обратиться исключительно к книжной иллюстрации: законы 1835 года наложили запрет на политическую карикатуру.
Самой знаменитой работой Гранвиля стали рисунки к двухтомному изданию "Сцен частной и общественной жизни животных" - сатире, написанной О.Бальзаком, Ж.Санд и другими французскими писателями. Здесь, как и в карикатурах, Гранвиль обнаруживает поразительное умение сочетать в одном персонаже черты человека и животного, передавать через повадки животных схемы социального поведения. За иллюстрации к "Сценам" Гранвиль заслужил у современников характеристику "Лабрюйера животных". Острая, порой злорадная выразительность отличает его иллюстрации к "Путешествию Гулливера" Свифта. Вместе с тем, Гранвиль умел быть и спокойным, мягким, даже сентиментальным. Его иллюстрации к "Робинзону Крузо" до сих пор считаются лучшими.
В поздний период в творчестве художника стремительно нарастают фантастические элементы, появляются образы философского содержаания. Гранвиль умер 17 марта 1847 года. Он прожил недолгую и трагическую жизнь. Последние годы он провел в больнице для умалишенных. Существует стойкое мнение, что художник лишился рассудка, не перенеся гибель жены и детей. Однако достаточно взглянуть на циклы его гравюр "Иной мир" и "Ожившие цветы", чтобы понять: помрачение рассудка подкрадывалось к нему давно и, скорее всего, настигло бы при любых обстоятельствах. А, может быть, само безумие было лишь следствием умения видеть мир с недостижимой для других точки зрения. Гранвиль как будто подглядел нечто, превышающее возможности разума, и в "Ином мире" пытался поведать об этом зрителю.
И был услышан - больше чем сто лет спустя. Жан Гранвиль
Гравюры, использованные в оформлении обложки альбома Innuendo и в клипе к его заглавной композиции