Дышите глубже – это завершающий пост о моем любимом альбоме. Блогеры вроде меня, как правило, чуть-чуть маньяки: если уж западут на какую-нибудь тему, за уши их от нее не оттащишь. Но даже разговор о дуэте Меркьюри и Кабалье когда-нибудь да приходит к завершению. Мне остается сказать лишь несколько слов об альбоме, выпущенном, когда с момента первого исполнения его заглавной композиции прошло больше года.
Как ни странно, но до сих пор практически никто не сказал (или мне это просто не попалось на глаза) о поликультурности этого проекта. Альбом, носящий имя каталонской столицы, казалось бы, должен концентрировать внимание слушателя на ритмах, мелодике и образах, рожденных у подножия Пиреней. Однако уже во второй композиции – La Japonaise – мы отправляемся в Страну восходящего солнца: не только музыка заставляет вспомнить игру на кото, но и текст частично поется на японском языке (Фредди стоило определенного труда выучить правильную расстановку ударений). Сюжет Fallen Priest, текст которого написан Тимом Райсом, автором либретто рок-оперы Jesus Christ Superstar, вызывает в памяти героев романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери». В этой песне есть что-то неуловимо французское – может быть, чувства в духе классического французского романа XIX века. А вот следующая композиция, The Golden Boy, текст к которой также писал Тим Райс, – настоящий мини-мюзикл в лучших американских традициях, даже госпел наличествует (кстати, Монсеррат Кабалье стала первой европейской оперной певицей, исполнившей госпел). Guide Me Home и How Can I Go On (в которой партию бас-гитары исполняет Джон Дикон) несут на себе отпечаток британской культуры, от традиций балладной лирики английского Ренессанса до томительного стремления лирических героев вырваться за пределы земной обыденности в мир идеальной, свободной красоты. Кода альбома, завершающая композиция Overture Piccante, этакий парафраз дома, который построил Джек, и вовсе можно назвать миниатюрной моделью мира с его бесконечными вариациями культур, традиций, темпераментов и жанров, в которых каждый из нас проживает свою неповторимую жизнь.
читать дальше
А еще этот альбом хочется сравнить с Ноевым ковчегом, собравшим разные жанры и направления в музыке. Через все его композиции проходит образ моря. Сама Barcelona - ликующий солнечный день, в который так легко поверить в корабль с алыми парусами. Далее мы плывем в Страну восходящего солнца, и медитативная мелодия La Japonaise, сравнимая с медом или темным янтарем, рисует в воображении красавиц на высоких гэта, любующихся спокойным, тихо спящим морем. Полная противоположность этой тихой картине - Fallen Priest. Корабль попал в шторм:: паруса лопаются от бешеных порывов урагана, мачты падают в разъяренные волны, и мы то летим в небеса, то падаем в разверзшуюся бездну. Кажется, сам мир на краю гибели, но внезапно шторм сменяется штилем. Корабль попадает в таинственную гавань застывшего времени. Голоса Фредди и Монсеррат в композиции Ensueno укачивают слушателя на неподвижных водах, отсвечивающих пурпурными отблесками заката. Мелодия Ensueno кажется очень знакомой, и это на самом деле так, ведь песня - переработанный вариант Exercises Of Free Love.
В штиль можно и расслабиться, и вот в The Golden Boy экипаж Ноева ковчега лихо отплясывает под зажигательный госпел, устроив музыкальный праздник Нептуна. Под матросский танец экватор пройден и корабль поворачивает к дому, о чем говорит само название следующей вещи - Guide Me Home. How Can I Go On, примыкающая к предыдущей балладе, овевает нас морским бризом и ностальгией по еще не завершившемуся, но уже уходящему в прошлое путешествию.
Корабль жизни Фредди в это время тоже плыл на закат, и его капитан знал об этом. 8 октября 1988 года, за два дня до выхода альбома, Фредди и Монсеррат выступили в Барселоне на грандиозном гала-концерте La Nit по случаю прибытия в город флага Олимпийских игр. В присутствии испанской королевской четы они исполнили три композиции - Barcelona, The Golden Boy и How Can I Go On. Перед самым концертом у Фредди, который уже был болен, пропал голос. Пришлось петь под фонограмму, причем, из-за технического сбоя это стало понятно зрителям. Фредди был вне себя, но поделать ничего не мог. Надо отдать должное ему и Монсеррат - они достойно довели выступление до конца, несмотря на неудачу в начале. Это было последнее выступление Фредди на сцене. Но корабль еще продолжал бороться с судьбой. Фредди и испанская королевская семья