читать дальшеПожалуй, стоит начать с самого Вацлава Нижинского.
Величайший танцовщик и хореограф, поднявший на качественно новый уровень мужской балет и танцевальное искусство в целом, родился в 1889 году в Киеве, в семье польских танцовщиков Томаша Нижинского (первый номер) и Элеоноры Береды. В семье Нижинских было трое детей (Вацлав - средний), и всех троих отец с малых лет приучал к балету. Впервые на сцену будущая звезда вышла в пятилетнем возрасте, станцевав гопак в антрепризе, шедшей в Одесском театре.
Вацлав легко поступил в Петербургскую балетную школу (давшую уже в советское время, как Ленинградское хореографическое училище, Рудольфа Нуриева и Михаила Барышникова). Во время учебы к Нижинскому пришел первый успех. Юноша выступил в партии фавна в спектакле "Ацис и Галатея" М.Фокина. Преподававший в училище Фокин, хореограф нового направления, создал "Ациса и Галатею" как экзаменационную постановку для выпускников. Пятнадцатилетний Вацлав к тому моменту выпускником не был, но именно его выступление привлекло внимание рецензентов. "Юному артисту едва 15 лет и предстоит провести в школе ещё два года. Тем более приятно видеть такие исключительные данные. Лёгкость и элевация, вместе с замечательно плавными и красивыми движениями — поразительны", - писала одна из газет.
Однако начинающий гений оказался слишком вольнодумным для традиционной российской балетной школы. Придя в 1906 году в Мариинский театр, он был уволен пять лет спустя по требованию императорской семьи: костюм, в котором он выступал в "Жизели", сочли неприличным. Нет худа без добра: уход из Мариинки высвободил творческие силы Нижинского для самого успешного периода его жизни, связанного с "Русскими сезонами" П.Дягилева. Заглавные партии в балетах "Видение розы" К.М.Вебера, "Петрушка" И.Стравинского, "Дафнис и Хлоя" М.Равеля и других принесли ему мировое признание. Нижинский очаровывал и приводил в изумление: за способность к невероятно высоким прыжкам и длительной элевации его прозвали "человеком-птицей", публика боготоворила его за невероятную харизму и сверхчеловеческую энергетику (при этом в жизни Нижинский был молчалив и мучительно застенчив).
В 1912 году Нижинский, поощряемый Дягилевым, попробовал себя в амплуа хореографа. Тайком от М.Фокина, ставившего балетные спектакли для "Русских сезонов", он создал свой первый балет - "Послеполуденный отдых фавна" К.Дебюсси. Образ фавна, построенный на образцах древнегреческой вазописи, дал Нижинскому возможность заявить о своих эстетических принципах, одновременно возвращая великого танцовщика к годам отрочества, к первому его успеху. "Послеполуденный отдых фавна" с его экспрессионизмом и интересом к античности, как и последующая "Весна священная" на музыку И.Стравинского, стал программным творением Нижинского. Но, как и клип Queen к I Want To Break Free, "Послеполуденный отдых фавна" вызвал скандал: парижская публика оказалась решительно не готова к откровенной эротической сцене, которой завершался спектакль. Экспрессионизм и классическая ясность удивительно сочетаются между собой в этой постановке. Если вспомнить, что Нижинский был еще и великолепным драматическим актером, обладавшим даром полного внешнего и внутреннего перевоплощения ("Мне страшно, - признавалась Сара Бернар, - я вижу величайшего актера в мире"), то можно представить, какой силой воздействия обладали его выступления. И можно понять, чем созданный им образ привлек Фредди. Смелость, откровенность, совершенство - к этому нечего прибавить.
Нижинский в "Послеполуденном отдыхе фавна"
Памятник Вацлаву Нижинскому работы Г.Ершова, установленный в Большом театре в Варшаве