читать дальшеМы помним, что Queen заложили традицию сопровождать песню клипом. Они же первые предложили сопровождать или перемежать музыкой диалоги в кино. Прием настолько успешный, что применивший его Трент Резнор, продюсер саундтрека к «Прирожденным убийцам» Оливера Стоуна, номинировался на премию Brit Awards.
Что касается «квинов», то особых бонусов за свою творческую инновацию они не получили, если не считать удовольствия от возможности вернуться в детство и поработать над музыкальным оформлением яркого, доброго, простодушного и несколько недооцененного фильма «Флеш Гордон».
«Флеш Гордон» появился на экранах благодаря оглушительному успеху «Звездных войн». Сказка дядюшки Лукаса об отважных повстанцах, сражающихся в далекой Галактике со злобной Империей, так «зашла» зрителям, что еще долго после выхода «Новой надежды» голливудские продюсеры разрабатывали золотую жилу звездных приключений и подвигов вселенского масштаба. Одним из первых вслед за Лукасом обратился к теме продюсер Дино Ди Лаурентис, сделавший ставку на экранизацию комиксов 30-х годов о Флеше Гордоне – простом американском парне, спасающем мир. Воплотить задуманное взялся режиссер Майк Ходжес.
Понимая, что ему «не достичь высот Дарта Вейдера» – не угнаться за славой «Звездных войн» – Ходжес нашел, на мой взгляд, достаточно умное решение. «Флеш Гордон» – слегка ироничная (временами даже слегка стебная) космоопера с недвусмысленными отсылками к культовому творению Лукаса. Здесь есть свой император, свой «Дарт Вейдер» – темный помощник императора, по виду сильно смахивающий на устаревшую модель киборга, свой «Оби-Ван» – доктор Ганс Зарков и, конечно же, свой бесстрашный джедай и новая надежда Галактики – Флеш Гордон. Есть перемещение по разным мирам, встречи с весьма колоритными персонажами, коварство и любовь, интриги и благородство и, конечно же, итоговое «добро победило зло».
Увы, построенный по канонам доброй старой сказки, фильм не вписался в новую тенденцию, заданную «Звездными войнами». Лукас поднял сказку до мифа, с его архетипическими образами, и придал мифу современное звучание. У Ходжеса сказка так и осталась старомодной сказкой. В результате «Флеш Гордон» имел весьма скромные сборы и был нещадно обруган критикой. Хотя у фильма есть свои достоинства. Например, император Минг в исполнении блестящего актера Макса фон Зюдова куда выразительнее, чем Палпатин из «Звездных войн». В отличие от бесцветного главного ситха, которому власть нужна непонятно зачем, проницательный, хладнокровный, сластолюбивый, пользующийся властью для наслаждения Минг убедителен и рельефен. Интереснее лукасовского Калриссио оказался и схожий с ним по характеру принц Барт (Тимоти Далтон).
И все равно, фильм давно бы канул в «анналы истории», если бы его не спас для потомков экипаж «королевского» звездолета. Летом 1980 года М.Ходжес обратился к участникам Queen с просьбой написать музыку к «Флешу Гордону». «Королевичи» сказали «да», несмотря на то, что находились в жестоком цейтноте: запись альбома The Game и турне по США, перемежавшиеся друг с другом, превращали жизнь группы в тихий кошмар.
Тем не менее, музыканты сполна оценили предоставленную возможность нового эксперимента. Они не только нашли время записать 18 треков, но и опробовали самые разные музыкальные стили, от вариаций на тему Хольста до ритмов диско.
«Во многих отношениях подобная работа выполнялась впервые, – заметил впоследствии Брайан Мэй, – до этого ни одна рок-группа не делала ничего подобного, рок-музыка в фильмах звучала каким-то неопределенно размытым фоном».
С 1980 года, когда вышел саундтрек к «Флешу Гордону» (кстати, выпущенный отдельным альбомом и ставший «золотым» по количеству проданных экземпляров), рок-музыка заняла подобающее ей место в кино – прочно, определенно и, если уж не навсегда, то очень надолго.
Обложка альбома Flash Gordon (1980 г.)
Постер к фильму